ТУРИСТСКО–СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ ТУРИСТОВ «ГОРИЗОНТ»

 

 

ОТЧЕТ

О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ В РАЙОНЕ ПОБЕРЕЖЬЯ ТАТАРСКОГО ПРОЛИВА И ПРИМОРСКОГО ХРЕБТА ВАНИНСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ С 01.03 ПО 10.03.2005.

 

 

Руководитель группы:

Шевцов Михаил Николаевич

Адрес руководителя: 680035,

г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская 158

Тел. 74-12-66

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутно–квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю

Маршрут имеет вторую категорию сложности.

Отчет использовать в библиотеке МКК тур.клуба «ГоризонТ» ХГТУ

 

 

 

ХАБАРОВСК, 2005

 

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ РАДИНУ АНАТОЛИЮ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 1.      Предисловие …………………………………………………………………………...4

1.1     Эссе Рыжова Виктора ……………………………………………………………4

1.2     Примечание редактора ………………………………………………………….5

2.      Справочные сведения …………………………………………………………….…..6

2.1 Общие сведения……………………………………………………………………6

2.2 Основные препятствия………………………………………………………...…7

3.      Состав группы………………………………………………………………….………8

4.      Организация и проведение похода……………………………………..…………..10

4.1     Смысловая идея похода………………………………………………...………10

4.2     Подъездов и отъездов……………………………………………………………10

4.3     Аварийные выходы с маршрута………………………………………….…...10

5.      График движения…………………………………………………………….………12

6.      Дневник похода…………………………………………………………………...…..14

7.      Дополнительные сведения о походе……………………………………………..…22

7.1     Смета расходов……………………………………………………………..……22

7.2     График перепада высот…………………………………………………...……23

8.      Итоги, выводы, рекомендации………………………………………….………….24

 


1. ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1.1 Эссе Рыжова Виктора Анатольевича, написано по дороге домой 10 марта 2005г

«Мое самое яркое впечатление в зимнем походе

вдоль побережья Татарского пролива на г. Лысую.»

                                                                                    Счастье - это не станция назначения,
                                                             а способ путешествия.
                                                                                                                                А. Ранберг

У каждого в жизни есть моменты детства, юности, взросления, которые словно вспышки отпечатались в памяти и остались в душе на долгие годы, а бывает и на всю жизнь. И есть люди, чью дорогу бытия освещает именно страсть к новым впечатлениям. Пожалуй, я как путешественник отношусь к подобным. Думаю, именно поэтому меня и потянуло в маршрут на гору Лысую, осложненный и украшенный русской зимней пеленой, согретый первыми весенними лучами солнца. А самым запоминающимся для меня в этом спортивном походе стал день седьмой.

Утром седьмого марта мы выступили на штурм г. Лысой, взяв компасом азимут с карты района. Предстояло пройти через две промежуточные сопки с крутопадающими склонами, а затем траверсировать отрог Приморского хребта и покорить вершину. Траверс давался с трудом : глубина снега превышала 1,5 м, а густой молодой ельник заслонял собою путь. Наконец, подойдя к долгожданному подножию намеченной визуально горы, мы, сбросив рюкзаки, рванулись на штурм и испытали разочарование :уж больно легко далась нам гора. И не ошиблись, ведь визуальное ориентирование подвело нас, что подтвердил спутниковый навигатор. Обед у солнечного подножия разогнал невеселые мысли и мы рванулись в бой, через 5 минут лопнуло крепление участника , но тропление продолжалось, - и снова сквозь ельник с постоянным набором высоты. Только к вечеру вышли мы на предвершину, падение восточного склона которого достигало 60 градусов.

Ельник в снежных шубах-одеяньях, словно стража на подступах, отчаянно засыпал снегом, рвал одежду и кожу на руках, вызывая восхищение и злость. Думаю, именно устремленность, упорство, а зачастую и спортивная злость, позволили группе вырваться на закате к вершине, несмотря на усталость и мороз взбежать наверх.
При спуске разыгралась метель. Уйдя к безопасному месту хребта, в сумерках мы встали на ночлег, отпраздновав победу горячим компотом и шоколадом - под завывание ветра и блеск огромных звезд. В теплой палатке уснула команда победителей

Это был для меня самый тяжелый и интересный день путешествия, оставивший самые яркие впечатления о походе.

 

 

1.2 Примечание редактора

 

АЗИМУТ–А. Горизонтальный угол между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку и направлением на объект, отсчитывается по ходу часовой стрелки от 00 до 3600.

Б. Название турклуба «Азимут»

 

ТРАВЕРС–А. Переход туристов по маршруту, проходящему по гребню горного хребта и соединяющему несколько вершин.

Б. Название книга Василия Сенаторова, подаренной Анатолием Анатольевичем Радиным в библиотеку МКК терклуба «ГоризонТ».

 

ЭССЕ–прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком–либо предмете или по какому–либо поводу, нередко случайному.


2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

2.1. Общие сведения

 

  1. Проводящая организация: турклуб «ГоризонТ» Тихоокеанского Государственного Университета при финансовой поддержке Спортивного Комитета Хабаровского края.
  2. Информационная карта похода:

 

Таблица 1

Вид

туризма

Категория сложности

Протяжённость

активной части

Продолжительность, дней

Сроки

Общая

Ходовая

Лыжный

вторая

155 км

10

8

01.03–10.03.2005

 

  1. Район путешествия: Хабаровский край, Ванинский район.

4.      Заявленная нитка маршрута (запланированная): г.Хабаровск—ст.Акур—р.Тумнин—р.Агья—р.Мал.Аукан—побережье Татарского пролива—о.Самгач—оз.Быки—р.Быки—хр.Приморский—г.Лысая—р.Тара—г.Ягодная—р.Щеликовский—ст.Усть-Орочи—г.Хабаровск.

5.      Пройденный маршрут: г.Хабаровск—ст.Акур–р.Тумнин—р.Агья—р.Мал.Аукан—побережье Татарского пролива—о.Самгач—оз.Быки—р.Быки—хр.Приморский—г.Лысая—р.Тара—р.Мал. Жежера—ст.Усть-Орочи—г.Хабаровск.

  1. Поход заявлен в МКК турклуба «ГоризонТ»
  2. По завершении спортивного путешествия финансирование проведено в полном размере.

 


2.2 Основные препятствия

 

Таблица 2

Вид

препятствия

Категория трудности

Характеристика

препятствия

Способ передвижения

Траверс

хребта

Приморского

*

Протяженность около 10км ограниченная видимость

густой ельник

Позиционирование по GPS движение в лыжах с «тормозилами»

Гора Лысая

н/к

Высота 872 м

фирновый склон

Простейшая индивидуальная страховка

 

*Примечание: информация о чьем–либо прохождении отсутствует, категория трудности указана в соответствии с «Положением…»

 

 


3. СОСТАВ ГРУППЫ

 

Таблица 3

Фото

Ф.И.О.

Г/рождения

Адрес, телефон

Туристский опыт

1

Шевцов
Михаил

Николаевич

руководитель

1965

Ул. Стрельникова 16, кв.103

тел. 74-12-66

Кодар 2001 III Р лыжи

Ванинский р-н

2004 I Р лыжи

2

Попова
Ксения

Андреевна

Завхоз, зам.рук

1980

Ул.Тихоокеанская 158, к.222

Тел. 8-902-674-68-51

Горбылях 2000–2002

н/к Р лыжи, пешка

Ванинский р-н

2004 I У лыжи

3

Кан

Юрий Владимирович

Участник

1967

Г. Биробиджан

Тел. (426) 22-33-778

Хр. Кодар 1997 II У лыжи

хр.Баджал 2003 I У

лыжи

4

Рыбина
Елена Владимировна

аптекарь,

массажист

1985

Общежитие
Академии
физкультуры и спорта

Ванинский р-н

2004 I У лыжи

5

Новиков
Андрей

Викторович

участник

1986

Общежитие
Автодорожного
техникума

Ван–Дан 2003 н/к У

Ванинский р-н

2004 I У лыжи

6

Форига

Антон

Андреевич

Участник

1987

Ул. Шелеста 73, кв. 28

Хр. Кодар 2003 I У пешка

ПВД лыжи

7

Рыжов

Виктор

Анатольевич

Реммастер, фотограф

1980

Ул. Льва Толстого 8, кв. 11

Приморье 2000 I У пешка

ПВД лыжи

 


4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

 

4.1 Смысловая идея похода.

 

            Учитывая опыт прошлого года, мы включили в маршрут два основных элемента:

А. Побережье Татарского пролива от устья р. Аукан до оз. Быки.

Б. Траверс части Приморского хребта с восхождением на главную высоту этого района–гору Лысую.

За основу был взят маршрут январского похода 1993 года старших школьноков под руководством Вячеслава Смолярова (т/к «ГоризонТ», т/к «Вымпел»). Только выйдя на побережье вечером второго дня, от Юры Канна мы узнали, что он ходил в ноябре 1989 года в этом же районе под руководством Родина А.А. (т/к «Вымпел»). Кроме того, удачный опыт группы А. Марченко (Николаевск–на–Амуре т/к «Мирамис» лыжный поход II к.сл. в феврале 2003 года вдоль побережья Сахалинского залива) вдохновил на «освоение» этой части Ванинского района, климат и ландшафт которого совершенно не похожи на привычные массивы среднегорья материковой части Хабаровского края. Изначально поход планировался как учебно–тренировочный для начинающих туристов–лыжников.

 

 

4.2 Подъезды и отъезды.

 

От Хабаровска до ст. Акур идет пассажирский поезд № 351, отходит в 730, прибытие в три часа ночи, стоянка не больше минуты. Акур–небольшой поселок, около десяти жилых домов. Небольшой зал ожидания ночью закрыт.

Ст. Уська–Орочская (пос. Уська–Орочская) теплый зал ожидания, пассажирский поезд № 352, стоянка 5 минут. Есть круглосуточные магазины.

Вдоль р. Тумнин проходит хорошая лесовозная дорога.

 

 

4.3 Аварийные выходы с маршрута.

 

            В первой трети пути, включающей р. Агья, р. Мал. Аукан и побережье Татарского пролива вплоть до верховья р. Быки, в случае необходимости быстрого выхода с маршрута, следует возвращаться тем же путем назад. Во–первых, в устье р. Аукан расположена жилая промысловая база–несколько жилых домиков. Во–вторых, охотники–промысловики на снегоходах заезжают от совхоза № 38 по зимнику до побережья моря вплоть до мыса Бычий. Во второй трети маршрута, охватывает верховья р. Быки и хр. Приморский, следует двигаться в направлении ст. Тумнин по р. Гилюму или его притокам (1,5-2 дня). И наконец, участок по р. Тара–логичный выход к железной дороге (1,5-2 дня). Здесь от кл. Шумный идет лесовозная дорога, одному–двум человекам всегда можно добраться до поселка на попутном автотранспорте.

 

 


7.      ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

 

Таблица 4

 

Дата

Дни пути

Участок пути

Протяжен­ность

Перепад

высоты

Время в пути

Характер пути, препятствия

метеоусловия

1

2

3

4

5

6

7

8

1 марта

подъезд

Ст. Хабаровск–ст. Акур

 

 

 

 

 

2 марта

1

Ст. Акур–
р. Тумнин–
р. Агья

18

320 подъем

12

Лесовозная дорога (пешком),

тропление лыжни глубина снега более 1,5 м, движение в лыжах по следу снегохода

 

Ночью –250С, ясно, тихо

Днем –150С, солнечно, слабый ветер

3 марта

2

Перевал из
р. Агья в
р. Мал. Аукан, побережье Татарского пролива

23

420 спуск

8

Просека, след снегохода, крутой спуск, морской лед

Утром –250С

Днем –150С, ясно, небольшой ветер

4 марта

3

Побережье Татарского пролива–о. Самгач–бух. Аннушкина–оз. Быки–
р. Быки

20

Без потерь и набора высоты

9

Морской лед, снег до 20 см, небольшой подлип, тропление лыжни в устье р. Быки, глубина снега до 1,5 м.

Утром –180С, слабый ветер, ясно

Днем –120С, крепкий попутный ветер, солнечно

К вечеру снежная морось

5 марта

4

Р. Быки

18

180 подъем

9

Тропление лыжни в заболоченной пойме р. Быки, частые промоины в русле, глубина снега до 1,5 м.

Утром –280С, тихо

Днем –100С, слабый ветер, солнечно

6 марта

5

Верховья р. Быки–траверс
хр. Приморского

8

420 подъем 120 спуск

9

Подъем в лыжах с «тормозилами» по рыхлому снегу, склон до 350, густой ельник, пихтач, позиционирование по GPS

Утром –250С

Днем –100С, порывы ветра до 10 м/сек, видимость до 25 км

7 марта

6

Траверс
хр. Приморского–восхождение на г. Лысая

7

270 подъем 120 спуск

9

Движение в лыжах с «тормозилами», глубина снега до 1,8 м, густой ельник и березняк, позиционирование по GPS, индивидуальная страховка лыжными палками

Утром –200С, тихо

Днем –150С, крепкий ветер, видимость до 20 км

Вечером и ночью снег и сильный ветер

8 марта

7

Верховья р. Тара–р. Тара

22

400 спуск

8

Спуск в лыжах с «тормозилами», тропление лыжни, старый след снегохода, тропление лыжни, глубина снега более 1 м, промоины в русле

Утром –250С, видимость до 25 км

Днем –100С, ясно, слабый ветер

9 марта

8

Р. Тара–
р. Мал. Жежера–ст. Усть-Орочи

39

340 подъем 320 спуск

12

Тропление лыжни, промоины в русле, пешком по лесовозной дороге за перевал, автомобиль

Утром –230С, слабый ветер, Днем –100С, солнечно, ветер умеренный

Ночью –180С, ясно

10 марта

 

Ст. Хабаровск

 

 

 

Общий вагон пассажирского поезда

 

 

 

Примечание:

 

А. В условиях ограниченной видимости на траверсе хр. Приморский требуется умение уверенно двигаться «по азимуту» сквозь густой похто–еловый лес.

 

Б. Наличие спутникового навигатора добавляет уверенности, но не может заменить навыков работы с картой компасом


фото 1

 

6. ДНЕВНИК ПОХОДА

 

 

2 марта. «А кто вас сюда послал?»

 

      Поезд стоял меньше минуты, проводник со своим фонарем цеплялся за подножку уже на ходу. Все-таки не зря мы заранее перенесли рюкзаки и лыжи в тамбур.

На станции ни души, дверь заперта. Только звезды и лай собак. Поселок буквально завален снегом, к входным дверям жилых домов прокопаны траншеи глубиной около метра. Наше появление вызывает у разбуженных жителей недоумение; похоже, не часто посещают туристы эти края.

Поиски дежурной по станции результатов не дали, ну а другой «гостиницы», кроме малюсенького зала ожидания здесь нет.

Сразу за поселком появляется свежий след снегохода. По нему через час выходим на дорогу. В предрассветных сумерках останавливаемся, завтракаем, благо дров вокруг в избытке.

Через 8 км от станции Акур в сторону «совхоза» уходит след снегохода, мы же идем дальше по дороге до пересечения с р. Агья. Русло ручья явно не выражено, теряется в зарослях ольхи. Начинаем подъем по ручью вверх. Много березы, встречается лиственница. Свежий след изюбря, находим его «лежку».

Около двух становимся на обед. Снега более 1,5 м. Без лыж никуда, костер «уходит» вниз прямо на глазах. В группе некоторая растерянность–

фото 2

 

 

фото 3

 

 


фото 4

 

 

выдержим ли запланированный темп? И снова тропёжка в зарослях ольхи и березы, в обход валежника.

Около 16 часов неожиданно выходим на свежий след снегохода, вот она искомая просека! Просто нужно было свернуть в сторону «совхоза» и не тратить силы и время на блуждание в заброшенном русле р. Агья.

Настроение бодрое, резво идем в подъем  к водоразделу (фото 1). Наши «торопыги» рвутся за перевал уже сегодня, но светового времени осталось мало. А устройство ночлега по такому снегу потребует дополнительных усилий. Только стоит снять лыжи, и сразу проваливаешься по колено, а то и по пояс.

Более трех часов тратим на заготовку дров, лапника, установку палатки и приготовление ужина. Ничего, сработаемся. Только улеглись и тут слышим шум снегоходов. В подъем идут три «Бурана» с санями. Из разговора с «промысловиками» узнаем, что до устья р. Аукан хорошая тропа, а лед вдоль побережья, чуть ли не до Ванино. В свою очередь «местные» выражают сомнения по поводу наших лыж: мол, узковаты для такого снега. Нам и самим это понятно–здесь нужны старые добрые «Лесные».

Что ж пусть удивляются люди нашему виду и снаряжению, мы к этому привыкли. А сейчас–всем отдыхать, позади такой длинный день.

Завтра нас ждет встреча с морем!

 

фото 5

 

 

фото 6

 

 

фото7

 

 


               

рисунок 1

3 марта. «Здравствуй море!»

 

Подъем в 730, сказывается вчерашняя усталость. За ночь тропа подмерзла, держит без лыж. Видимость прекрасная–хорошо просматривается долина р. Тумнин, особенно заметна своими двумя вершинами г. Айча. Ксения, Андрей, Лена и Михаил Николаевич побывали там в прошлом году. Прощальный взгляд на запад, еще немного вверх и мы уже на спуске (фото 2). Вплоть до русла р. Мал. Аукан приятное катание с элементами горнолыжного спуска (фото 3). Открываем дневник Ксении: «В 1600 вышли к морю. В этом году оно приветливее, встречает нас льдом до самого горизонта (фото 4). Очень красивое место, ужин и завтрак с видом на море (фото 5). Дрова средней паршивости, но есть и хорошие. Температура за бортом выше, чем под перевалом, ночь теплая и звездная (–180С). Спать легли поздно, почти в 23 часа.» Это потому, что Юра Кан рассказывал много интересного у костра о своей походной молодости (примечание редактора).

 

 

 

 

 

4 марта. «По крепкому льду»

 

Ночь выдалась безветренной. У границы приливно–отливной зоны (фото 6) чувствуется дыхание моря, лед находится в непрерывном движении, слышен мерный треск. Встаем на лыжи в 930, ветер попутный. На деревянных лыжах небольшой подлип, лед ровный, без разрывов и торосов (фото 7). В 1130 подошли к о. Самгач (рисунок 1). Ксения делится наблюдениями: «Остров Самгач–кусок мыса, состоит из … пород,

имеющих форму кристаллов, «сидящих» рядом,

фото 8

фото 9

фото10


фото 11

 

 

 

 как зерна граната в кожуре. Основной цвет серый, черно–серый, но встречаются желтые и зеленые вкрапления. В нижней части все это обработано наледью, как будто маленькие водопадики струятся из тела горы. На самом деле это следы омовения морем.».

Плановый перекус. Достаем флаги, снимаем очки, не смотря на яркое солнце. Остановись мгновенье! Ты прекрасно (фото 8). Двигаемся дальше, в направлении мыса Бычий.

К 15 часам подходим к устью р. Быки. Обедаем на морской косе (фото 9), на запад–озеро Быки, на восток–бухта Аннушкина. Дует крепкий ветер, приходится поставить заслон с наветренной стороны. Морской плавник горит так себе, других же дров поблизости просто нет. Тратить силы и время на поиски топлива для ночевки не имеет смысла, поэтому принимаем решение двигаться вверх по р. Быки. Через 1,5 км глубина снега резко возрастает, начинается тропежка. Русло сильно петляет в заболоченной равнине, видимость ухудшается за счет снежной мороси. Становимся у елово–лиственного склона, закапываем палатку. Резко холодает, быстро ужинаем у костра и в палатку, в тепло. Распределяем дежурство, еще раз запоминаем кто кого будит и спать, спать, спать…

 

5 марта. «Ни то, ни сё»

 

Утром –290С. Мороз подгоняет. В 900 начинаем движение. Снежная доска неплохо держит, в русле встречаются промоины (фото 10).

Лена так описывает этот день: «Тропить легко, снег не слишком рыхлый, наверное, будет подлип; ручей сильно петляет, поэтому идем 2-3

 

фото 12

 

 

 

фото 13

 

 


фото 14

 

 

 

 

км/час. Ветер порывами 5-7 м/сек. Солнце светит ярко.

1415 обед. Место искали долго. Сначала хотели, чтобы было оно с водой, но не было дров, были дрова, но не было воды. В конце концов остались и без того и без другого. Снег глубокий, местами до пояса. Часто встречаются «траншеи», вырытые кабанами (фото 11). Живность в этих местах есть, встречаются следы зайцев, изюбря, диких коз.

Движемся по болоту в сторону перевала».

Продолжает Ксения: «За день не успели выйти из этого заколдованного круга: то нет воды, то дров, то всего сразу. По пути преследуют разные неудачи: у меня порвался темляк, у Андрея два раза ломаются крепления. Но худо, бедно становимся на ночлег в 1800, поскольку идем по распадку, темнеет быстро.

Весь день тропили…»

В березовом лесу закапываем палатку (фото 12). Выручает наша чудо–печь с вертикальной загрузкой дров, в ней ольха горит не хуже елки (фото 13).

 

6 марта. «Траверс»

 

Начинаем движение к водоразделу. Начало подъема в районе скальных выходов высотой 661,1 м (фото 14). Мессами довольно круто, вяжем «тормозилы». Не всем резкий набор высоты в ольховом кустарнике дается с ходу.

К 12 часам мы на седловине. Дует крепкий ветер, встречаются фирновые доски (фото 15). Видимость отличная, отсюда виден морской лед и даже полоска открытой воды.

 

фото 15

 

 

 

 

фото 16

 

 

 

 


фото 17

 

Наша задача–двигаться по водоразделу  с наименьшими затратами сил на набор и потерю высоты (фото 16). Редколесье сменяется густым ельником и пихтачем. В условиях ограниченной видимости используем спутниковый навигатор для позиционирования, движемся по азимуту. Скорость движения крайне низкая, пихты и елки стоят стеной, глубина снега до 1,5 м (фото 17).

В седловине перед высотой 626,0 м останавливаемся. Здесь в старом пихтовом лесу можно найти вполне приличные дрова, есть ровные площадки под палатку. Следует отметить, что кроме брошенной ЛЭП других признаков присутствия человека на этом участке, мы не обнаружили. Настоящий «медвежий угол». Пришлось предложить некоторые усилия при заготовке топлива (фото 18).

 

7 марта. «Лысая»

 

Топили елкой, не замерзли. Выходим ровно в девять, мороз подгоняет. Движемся в хорошем темпе, через час входим на открытое место, отсюда хорошо видно начала нашего траверса (фото 19), погода балует. До Лысой всего несколько километров, но каких!

1330 обедаем в километре от водораздела, на открытом месте. Здесь в избытке дров и можно ходить по плотному снегу без лыж (фото 20). Видимость отличная, хорошо просматриваются долины рек Гулюму и Тумнин. Но нам еще предстоит набор высоты в двести метров по трудно проходимому водоразделу.

 

 

фото 18

 

фото 19

 

рисунок 2

 

 


фото 20

 

 

 

 

Около 16 часов снова видим море, теперь уже в сторону долины р. Чумка. Восточные склоны Приморского хребта в этом месте крутые, заросшие березой и ельником. Сам водораздел–это сплошные заросли даурской березы, пихты и ельника. Медленно идем вверх к Лысой. Остается несколько сотен метров (по GPS), а нашей высоты не видно. С юго–запада тянет тучи, видимость ухудшается. Только в 18 часов увидели нашу высоту. Сомнений нет, это Лысая. Оставляем рюкзаки на границе леса, одеваем пуховки и почти бегом наверх. Погода портится на глазах. Несколько кадров на фоне геодезического знака (фото 21) и быстрее вниз, прочь от ледяного ветра.

Из дневника Ксении: «Готовим лагерь при свете налобников. Все устали и порядком вымотались. Подготовка лагеря заняла немного больше времени, чем обычно. Палатка продувается всеми ветрами, а их сегодня много (рисунок 2). Палатку вкопали, сделали нары, накидали много лапника. Стихия бушует, но небо звездное».

 

8 марта. «Здравствуй Тара!»

 

Всю ночь дул ветер. Снега здесь около двух метров, туго приходится дежурному (фото 22).

Открываем дневник Ксении: «Сверху открывается хороший обзор, но только с того места, где мы стоим. Спуск по ельнику, видимость нулевая, ориентир по GPS. Вскоре снимаем «тормозилы», наконец–то! Три дня в этих штуках и совсем разучились нормально скользить».

Продолжает Лена: «Когда вышли на р. Тара,

моей радости не было предела. верховье порадовало нас горнолыжным спуском Дальше

 

фото 21

 

 

 

 

фото 22

 

 

 

 


фото 23

 

 

 

 

вниз по речке (фото 23), народ стал идти веселее. Нам еще очень повезло, и мы вышли на след «Бурана»».

Однако, через 3-4 км мы вышли к зимовью. Здесь же стоял и снегоход. Начинаем тропить. В русле все чаще встречаются промоины, возле одной из них, под г. Мяо, встаем на ночлег. Дров в изобилии, настоящая вода (!). Сегодня у нас праздничный вечер, девушки принимают поздравления.

 

9 марта. «Марш-бросок»

 

Продолжаем тропить, аккуратно переходя с одного берега на другой, обходим промоины. В районе устья р. Шумный выходим на лесовозную дорогу. Спортивная часть маршрута закончена, делаем снимок на фоне г. Мяо (фото 24). Обедаем на обочине, не хочется пропустить попутку. Но кроме лесовозов ничего нет; выдвигаемся пешком. Идем быстро, в сумерках переваливаем через Пашкеевский хребет, ужинаем.

Уже в темноте, с фонарями, продолжаем движение. Последние 7 км преодолеваем на бортовом «Урале».

В 2115 мы на станции, к поезду успеваем (фото 25). Небольшой, но теплый зал ожидания. Не мешкая сооружаем импровизированный стол, оформляем проездные и командировочные документы. Вот так неожиданно закончился наш поход. Радостно, что без потерь и в тоже время немного грустно.

Поезд приходит с небольшим опережением. Грузимся одновременно через два тамбура. Гудок тепловоза, мы успели. Вот и все…

До встречи на новых маршрутах!

 

фото 24

 

 

 

 

фото 25

 

 

 

 


7.      ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

7.1  Смета расходов (на 1 участника)

Таблица 5

Проезд в плацкартном вагоне 251 поезда

370 руб.

Проезд в плацкартном вагоне 252 поезда

270 руб.

Питание на маршруте и в насел. пунктах

500 руб.

Групповое снаряжение (веревка, батарейки)

150 руб.

Аптечка

20 руб.

ИТОГО

1400 руб.

 

Подпись: В начале 2005 года в г.Хабаровске:
булка хлеба стоила 9-12 рублей,
литр диз/топлива 15 рублей,
проезд в городском транспорте 9-10 рублей,
средняя стипендия студента ХГТУ 480 рублей.

 

 

 

 

 

 

 


7.2  График перепада высот

Скругленная прямоугольная выноска: Г. ЛысаяСкругленная прямоугольная выноска: Начало траверса хр. ПриморскийСкругленная прямоугольная выноска: Ст. Акур


8. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Задача, поставленная перед группой при планировании маршрута, в основном была выполнена.

Виктор Рыжов и Антон Форига сходили в настоящий лыжный поход. Все участники без травм и ущерба для здоровья вернулись в Хабаровск.

Наличие спутникового навигатора добавило уверенности при движении в условиях ограниченной видимости хребта Приморский.

Оптимальные сроки проведения лыжных походов в этом районе–с начала февраля по середину марта. Лучше идти на широких лыжах, например «Лесных».

Лавиноопасные участки отсутствуют, наличие специального снаряжения не требуется. В силу этого можно рекомендовать маршрут (без траверса хр. Приморский) для начинающих туристов–лыжников.

Спасибо всем участникам, а так же лично Корягиной Катерине Ананьевне за оказанную поддержку в успешном финансировании похода.

 

 

 

 

 

 

Фотографии Михаила Шевцова и Виктора Рыжова.

Рисунки Андрея Новикова.

Набор и оформление Ксении Поповой.

Дневники похода напечатаны в сокращении.

Hosted by uCoz