ВЕЛОПРОБЕГ
по Китаю
Хабаровск - Харбин – Шеньян – Пекин – Харбин – Хабаровск

(12 - 26 октября 2001 г)

Леонтьева Катя - автор отчетаБудем налаживать отношения с Китаем!

"Визитка" похода:
Маршрут: Хабаровск-Харбин (самолет) – Шеньян (поезд) – Пекин (велосипед) – Харбин (поезд) – Хабаровск (самолет);
Протяженность: 800 км;
Досуг: 7 ходовых дней и 7 дней для знакомства с культурой Китая;
Команда: 2 преподавателя + 3 студента;
Продолжительность: 12-26 октября 2001 г;
Идея: наладить дружеские отношения с Китаем.

 

 

Опять подул ветер перемен, опять не сидится дома. В Хабаровске с каждым днем становится холоднее, чувствуется приближение зимы. А хочется еще раз сесть на своего верного коня и пролететь по дорожным просторам. Самое время- заграницу, в Китай, где солнышко светит по-осеннему, где пока только собираются убирать урожай с полей. РЕШЕНО! На юг! В Китай - знакомиться с нашим давним соседом по границе!

Руководящий состав команды остался тот же: Мельников ВФ - доцент с кафедры ДВС, Лысак СГ - декан заочного отделения, их пополнил молодой коллектив студентов: Аншуков АИ (1 курс), Леонтьева ЕА (2 курс), Зубов СИ (3 курс).

Этот велопробег был организован ХГТУ, поэтому одной из главных целей являлось ознакомление с учебой и жизнью китайских студентов.

Началось наше знакомство с Харбинского сельскохозяйственного университета, с которым у ХГТУ хорошо налажен обмен студентами. Очень приятно было увидеть наших земляков заграницей, а им - нас. Там они учат китайский язык, совершенствуют свои знания и следующий этап: изучают на иностранном языке специальные предметы по выбранной профессии. Студенты относятся к учебе очень серьезно. Здесь никто за тебя учиться не будет.

Учебному процессу способствует сама атмосфера, царящая в университете, а точнее в целом студенческом городке. Он так устроен, что может жить абсолютно независимо, автономно. Здесь есть общежития для студентов и для преподавателей, спортзал, спортивные площадки для баскетбола, волейбола, крикета, парк, молочная ферма, мясокомбинат, молочная фабрика, выпускающая йогурты и др. продукцию, столовая, открытый стадион и строительство городка еще не закончено. Университет живет по своим, более строгим, правилам, отличным от городских. Все это нужно, чтобы студенты не отвлекались от учебы, а преподаватели – от работы.

Прогуливаясь по городку, мы были приятно удивлены той заботой о своем здоровье, которую проявляют китайские студенты. Во-первых, каждый день они начинают с дружной утренней зарядки под музыку. Затем, если остается время до занятий, играют партию-другую в баскетбол, а вечером можно продолжить - и в волейбол. Во-вторых, все студенты ездят на велосипедах. Даже декан университета приехал к нам на велосипеде. Нигде не видели ни одного курящего или пьющего спиртные напитки студента.

Несмотря на повальное увлечение спортом, учеба все-таки важнее. Вечером я случайно заглянула в один из учебных корпусов. Там почти в каждой аудитории сидели студенты, и что-то усердно учили, несмотря на позднее время (9 часов вечера!). Нигде не было видно преподавателей, никто не управлял этим творческим процессом. Их так воспитали. Учиться для себя, ходить в Университет за знаниями, а не чтобы получить побыстрее зачет или на скорую руку сдать экзамен.

Хотя, мы в Харбине были всего три неполных дня, успели прокатиться по улицам города, людей посмотреть, себя показать. Харбин - большой город по нашим меркам. Его население составляет более 4 миллионов людей. Большинство из них ничем, кроме уличной торговли заниматься не умеет.

Харбин- это старый город со своей историей. Сейчас он полностью перестраивается: полуразваливщиеся, грязные бараки заменяют новыми блестящими небоскребами с уютными квартирами. Поэтому о городе судить пока рано! Он весь стоит в “лесах”, везде – мусор, но это неотъемлемая часть строительства таких масштабов.

Уже сейчас есть 2-х,3-х,4-х ярусные дорожные развязки, автомагистрали, соответствующие мировым стандартам, небоскребы, элитные гостиницы и т.д. Хотя было забавно видеть, как на этих современных отличного качества дорогах могут уживаться ослики с тележками, велосипедисты, трехколесные громыхающие грузовички ручной сборки. Настоящее броуновское движение, для которого не существует никаких правил. Передвигаясь по городу, постоянно находишься в нервном напряжении.

Бешеную атмосферу Харбина скрасил теплый дружеский прием нашей делегации в сельскохозяйственном университете. Встретили нас, как лучших гостей и устроили шикарный обед по всем традициям китайской кухни.

Главным атрибутом китайского стола является зеленый чай. Им начинают трапезу и им же заканчивают. Он очень хорош для пищеварения. Блюда подают последовательно: в начале идут легкие мясные и овощные закуски, а основное блюдо идет самым последним. Никогда не знаешь, что будет следующим. Все острые, соленые блюда по праву считаются мужскими. Поэтому, если за столом сидит хотя бы одна представительница женского пола, то обязательно будет сладкое блюдо. В китайской кухне можно встретить сочетание несовместимых, противоположных продуктов. Так, например, мясо в кисло-сладком соусе, фрукты в майонезе, мясо с ананасами. Блюда так искусно готовятся, что, не попробовав, сложно определить, из чего они приготовлены. Еще одна особенность китайской кухни - блюд не менее десяти, и ни одно – не повторилось. Мы были поражены разнообразием.

Следующий учебный центр – Шеньянский Химико-Биологический Университет: более современный и масштабный по размерам, чем в Харбине. Здесь мы пробыли всего один день. Успели осмотреть университет, встретиться с проректором, возложить цветы к памятнику погибшим советским воинам.

Приятно видеть, что такие мемориалы не забыты заграницей, ухожены и не оставлены без внимания - значит помнятся и ценятся участие русских солдат в истории Китая.

Шеньян, так же как и Харбин, строится и обновляется. Этот город намного старше своего северного соседа, и население в полтора раза больше.

В Шеньяне своя отличная своеобразная кухня. Здесь нас покорили пельмени и лепешки. Кстати, вторым напитком Китая после зеленого чая является пиво. Каждая провинция выпускает пиво собственной марки. Едят китайцы исключительно палочками. Таким образом, у них развиваются кончики пальцев. Китайцы считают, что в них находятся нервные центры, отвечающие за интеллектуальную, творческую работу мозга. Поэтому, кушая палочками, ты успеваешь распробовать пищу, насладиться ею, и одновременно развиваешь в себе новые внутренние таланты и способности. Вот так. Даже в приеме пищи есть своя философия.

* * *

под шорох шин по китайским дорогам

Так незаметно подошло 16 октября. Начало настоящего велопробега до Пекина. Погода в этот день выдалась солнечная. Впереди хорошая ровная дорога. Мы простились с провожатыми из университета. Теперь наша команда будет жить автономно, без всякой помощи со стороны.

В 10 часов старт. Долгожданная твердь асфальта под колесами. Приятный для слуха шорох шин по дороге.Как мы по всему этому соскучились!

Поднялся встречный ветер. Каждый километр давался с трудом. Пришлось выстроиться друг за другом и таким образом прятаться от него. Хуже нет ситуации, чем эта: от усталости сводит мышцы, и ноги отказываются работать, ты чувствуешь, как все твои попытки напрасны - ветер сносит тебя и ты ползешь, как черепаха.

Так продолжалось весь день до самого вечера. Стемнело очень быстро. Для справки: по всей стране существует свое время, нет часовых поясов. Разница с Хабаровском 3 часа. В Китае рабочий день начинается в 6 часов (т.е. в Хабаровске –9 часов) и 18(21) уже темно пора по домам. Очень сложно было перестроиться на новый распорядок дня и необычное время. Поэтому в 18 часов мы оказались на дороге между двумя поселками, вокруг ни огонька.

У туристов существует правило: прекратить всякое движение ночью из-за ухудшения видимости и увеличения риска ДТП на дороге. Но выбора нет: нужно искать место для ночевки. С каждой минутой становилось темнее и холоднее, зато ветер стих. Мы медленно продолжаем путь. Вскоре появились огоньки. Придорожный поселок! Там нашли магазинчик, отель. Уставшие, устроились на ночлег.

Ночь спали без задних ног. Завтра, если будет такой же ветер, нужно дать ему сильный отпор. Обязательно необходимо к сроку приехать в Пекин. В первый день наш километраж составил 90 км, вместо запланированных 150 км. В дальнейшем мы наверстали отставание и двигались по плану 140-150 км

17-19 октября 2001 г, второй- четвертый день.

Теперь каждый день вставали рано. Движение начинали в 6. 30 или в 7 часов.

Погода нас очень обрадовала. Сильного ветра больше не было. Яркого солнца тоже. Так как путь лежал с северо-востока на юго-запад, то с каждым днем становилось теплее.

На протяжении всего пути не было ни одного комара, не видели ни одной кошки, собаки.
Может быть их вывели, или просто уже не осталось пригодных мест для обитания, т.к. все земли вдоль дороги были вспаханы, засеяны культурными различными растениями. Не было ни одного клочка земли не задействованного в производстве. На севере преобладала кукуруза, чем южнее, тем больше на полях зелени, риса, капусты. Несмотря на большие посевные площади, мы нигде не видели, чтобы на полях работали машины. Все обрабатывается вручную.

ЖуравушкаРельеф здесь равнинный, что способствует земледелию. К тому же, население большое, чтобы его прокормить, нужно больше посевных площадей. Тем самым, уменьшая и так небольшие лесные угодья. Поэтому все постройки сделаны из кирпича, камня, глины. Лесов, вообще, не видели. Для обогрева зимой используют ботву от растений.

Так же мы обратили внимание на то, что в основном вдоль дороги расположились маленькие специализированные поселки по производству изделий из камня, дерева, кафеля. Особенно нам понравился камнетесочный поселок. Здесь из камня вытачивают известные нам по Харбину и Шеньяну скульптуры: льва со скипетром и львицы с львенком - символы императорской власти. Их ставят перед каждым общественным заведением. Они охраняют дом от нечистых духов, отпугивая своим злобным устрашающим видом. Здесь же делают очень популярные фрески с изображением драконов, птицы счастья и журавлей.

Ближе к Шаньхайгуань мы заметили на горизонте появляющуюся в дымке по хребтам гор Великую Китайскую Стену. Она фрагментами возникала то на одной вершине, то на другой. Здесь исторически заложено ее начало.

Через какое-то время она к нам подкралась слева: заброшенная, местами разрушенная, такая, какая есть на самом деле, какая пришла к нам более чем две с половиной тысячи лет назад. Вот оно первое знакомство с Чанчэн, что в переводе означает «стена протяженностью в десять тысяч китайских ли».
Так незаметно мы подобрались к Байдайхэ - известному курорту на берегу Желтого моря. Купальный сезон уже закончился, санатории опустели. Выбрав для ночлега один из понравившихся профилакториев, мы там заночевали.

 

20-22 октября 2001г, пятый-седьмой день.

Утром туман от моря закрыл нам дорогу. Но выглянуло солнышко, и мы продолжили путь.

Несколько раз мы попадали в двусмысленные ситуации. Дорога, по которой проходил велопробег, имеет номер №102. И везде: на картах и вдоль трассы фигурировала эта цифра. Затем, на всех табличках появился номер № 122. И пару дней мы ехали в сомнении: а по той ли дороге мы едем?!... По логике наш путь лежал по основной трассе, и нигде нельзя было ошибиться и свернуть с нее. Так оно потом и оказалось.

Вообще, вдоль дорог мы не видели ни одного километрового столба. А указатели километража противоречили сами себе: до Циньхуандао- 111 км. Едем дальше, через 15 мин опять табличка: Циньхуанндао-111 км; и еще случай: когда через каждые 500 метров, стояла табличка, а на ней то 10 км, то 11км, то 3 км, то 5 км, то 1 км до Байдайхэ, а в итоге мы уже давно крутились в этом курортном месте, но об этом пока не знали.

Так же необычно, было проезжать через маленькие города, названия которых отсутствовали как на указателях, так и на карте. И при выезде из них информации о названии этих городков у нас было не больше, чем при въезде. Города растут, как грибы, не успевают карты редактировать.

Но, несмотря на такие нюансы, дорога в Китае отличного качества: ухоженная, гладкая, хорошо размеченная. Вдоль трассы- деревья, все выкрашены известью, подстрижены. Велосипедная дорожка, местами даже лучшего качества, чем основная, довела нас до самого Пекина.

Спрашиваем у местных дорогу.Во время нашего пути мы ни разу не видели, чтобы китайцы сидели и ничего не делали. Все куда-то спешат, едут, что-то везут. Каждый знает свое дело. Но стоило нам где-нибудь остановиться, как тут же набегала толпа любопытных. Особенно в маленьких поселках. Мы, наверное, останемся единственным, ярким впечатлением в их жизни.

Из-за незнания языка процесс общения был несколько усложнен. Китайцы бы рады нам помочь, но это не в их силах. Вообще, у нас сложилось мнение, что народ здесь очень простой, открытый, жизнерадостный и неприхотливый, ничем не избалованный, и чем могли, тем помогали.

Нам прямо - в BeijingТак, где с помощью жестов, где с помощью языка, бумаги или ручки, а где и знанием английского языка мы добрались до самого Пекина. Так закончился наш велопробег и начался поход по достопримечательностям столицы.

Интересно, что слово Пекин нам дала латинская транскрипция, на китайском языке это звучит как Биджин: Beijing. Этому городу свыше 3-х тысяч лет.

В 2008-ом году в Пекине будут проводиться Олимпийские игры, поэтому в городе сносят целые кварталы старых трущоб, а на их месте возводят роскошные небоскребы. По всему городу вывешены плакаты ”Построим новый Пекин к великим Олимпийским играм”. Уже сейчас идет подготовка: эмблема Олимпиады есть на всех флажках, футболках, кепках, по телевизору крутят ролики о предстоящих спортивных соревнованиях, поют гимн Олимпиады.

Сейчас в городе живет свыше 10 млн. человек. Город очень сильно разросся: свыше 4-х тысяч проспектов, улиц, переулков. Почти все они проложены строго с севера на юг и с запада на восток. Важное место в инфраструктуре занимают кольцевые дороги - замкнутые автомагистрали, находящиеся на разном удалении от центра. Встречаются даже пятиуровневые развязки.

Сначала мы решили отправиться по культурным и историческим памятникам Пекина, созданным во времена расцвета самой могущественной империи Востока. Дворцы, гробницы, алтари и храмы, сохраненные для потомков - свидетельствуют о богатой истории Китая, таланте и трудолюбии его народа.

Обычно путешественники, впервые попавшие в незнакомый город, прежде всего, спешат познакомиться с его историческим центром. Так мы и сделали, и отправились на главную площадь – Тяньаньмэнь, которую по праву можно считать визитной карточкой столицы Китая.

Прежде, при династиях Мин и Цин она входила в черту императорского города, являясь как бы «передней» всего дворцового комплекса. Название площади дали ворота Тян – “ворота небесного спокойствия”.

Здесь проходили императорские экзамены для соискателей высшей учебной степени и назначения на высшие государственные должности, осенью собирали преступников со всего Китая, осужденных на смертную казнь за особо тяжкие преступления. Тянулись сюда и просители с жалобами на своих обидчиков и притеснителей. В канцелярии проходили жертвоприношения на алтарях Неба и Земледелия.

В сознании большинства китайцев издревле сложилось представление о площади Тяньаньмэнь как о месте, где вершатся судьбы людей и государства. Сейчас это красивая, современная площадь, с фонтанами, где можно отдохнуть и представить, какие здесь раньше вершились великие политические дела.

“Зимний дворец” или иначе Гугун – один из ярких достопримечательностей Пекина. Это красивый императорский дворец, занимающий большую площадь. Раньше, только император, его семья, свита могли жить там. Больше никто не имел права появляться во дворце.

Сейчас это часто посещаемое и известное место для туристов. Каждый может встать на место императора и на мгновение, перенесясь в прошлое, представить себя в его роли. Что нас больше всего удивило, так это то, что все дома в этом дворце соединены между собой. Из одного здания можно перейти в другое, не выходя на улицу.

Еще мы посетили Шисаньминь – это большая парковая зона, где похоронены 13 великих императоров династии Мин с их женами и свитой. Они много сделали для народа Китая. Именно во времена их правления была построена Великая Китайская Стена.

Попадая в Шисаньминь, понимаешь, что есть еще места, где нет мирской суеты, небоскребов, магазинов, здесь все мирно, спокойно, здесь спят сыны Поднебесной. По замыслу создателей парадной части каждый посетитель должен был почувствовать себя подавленным величием и могуществом Сына Неба. И у них это получилось.

Флаг родного университета на Великой  китайской стенеБезусловно, никакое описание достопримечательностей Пекина не может обойтись без упоминания о Великой Китайской Стене (ВКС), протяженностью около 5500 км. Стена далеко не прямая, она извивается, следуя направлению горных хребтов, речных долин и ущелий, и в этом она подобна дракону.

ВКС возводили из камня, кирпича, земли и глины-того материала, который был по близости. Здесь все доставалось с великим трудом: пища, топливо, материалы. Рабочих силой сгоняли и лишь немногие вернулись домой.

ВКС сыграла уникальную роль в истории китайской нации. Благодаря этой преграде, удалось обеспечить длительные мирные периоды экономического и культурного развития страны. Стена прикрывала немалую часть великого, шелкового пути и способствовала развитию связей между Востоком и Западом. Вблизи проложили новые хорошие дороги, разработали земли, чтобы снабдить всем необходимым гарнизоны, несущие дозор на Чанчэне.

Тем не менее, сколько-нибудь серьезный противник стену никогда не штурмовал, а находил способ открывать ворота руками изменника. Поэтому последующие императоры относились к ней с полным пренебрежением.

Грандиозное сооружение, единственное, которое можно разглядеть с луны, постепенно разрушали стихия и человек. Во многих местах стена почти совсем исчезла. Лишь вблизи столицы поддерживается в порядке всемирно известный участок стены в местечке Бадалин, что переводится как «Горный Хребет, за которым лежат пути во всех направлениях».

Бадалин - это очень красивое место для туристов. Мы попали туда осенью – в пору дивного перехода природы ко сну, когда каждое дерево окрашено в яркие цвета, пытаясь нарядно прожить последние дни перед зимой.

День выдался солнечный, но туманный. Из установленных рядом со стеной динамиков звучала успокаивающая музыка, очень похожая на трели птиц. Каждый день здесь полно посетителей, желающих прикоснуться к этому архитектурному историческому памятнику, залезть на одну из башен и попробовать понять, что чувствовали стражники, охранявшие свою страну от неприятелей. Кто хоть раз побывал на Чанчэне, я думаю, не забудет этого.

Одним из современных проявлений в Пекине является русский квартал, с известной торговой улицей “Ябалу”, где можно отведать блюда русской кухни, купить черный хлеб, масло и сыр, по которым так скучаешь вдали от родины.

Так же в сквериках мы нашли старинную, внутреннюю улицу, показавшую нам одновременно настоящую шанхайскую суматоху и внутренний уклад жизни китайцев. Маленькая, узенькая улочка, на каждом углу идет торговля безделушками, лепешками, блинчиками со всевозможной начинкой. Каждый продавец зазывает к себе покупателей, расхваливает свой товар. Народу здесь видимо-невидимо.

Именно здесь, слившись с окружающей тебя многоликой шумящей толпой китайцев, с их индивидуальными проблемами, можно почувствовать себя настоящим жителем Страны Утренней Свежести.

Заключение.

25, 26-ое октября: возвращаемся домой. В 16.00 по местному Хабаровскому времени, прилетели в родной город. Так закончился этот китайский велопробег Харбин - Пекин.

За эти две недели мы успели побывать и в центре столицы, и на самой периферии. За плечами 800 км, Великая Китайская Стена, Гугун, Байдайхэ…

За это время наша группа лишь прикоснулась к великой древней китайской культуре. Но этого было достаточно, чтобы понять, насколько самобытна и самодостаточна культура наших соседей.

Выражаю благодарность Леонтьевой Екатерине за предоставленные материалы.


Туристический клуб студентов ХГТУ "Горизонт"
Хабаровск, ул. Тихоокеанская 158 (8 общежитие ХГТУ), цокольный этаж.

Направляйте ваши материалы по адресу:
mars02@yandex.ru

-2003-

Hosted by uCoz